skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: +7-900-123-4567

К тысячелетию «Гвидоновой руки»

Наглядная графическая модель простейших аккордов

          Менее всего  наглядное графическое представление аккордов нужно гитаристам. Гитарист просто закроет глаза и представит, как смотрится  аккорд на грифе.  А вот если человек хочет разобраться, лезет в теорию,  ищет наглядную модель аккорда, — может быть, ему помогут эти рисунки. А может, и не помогут. Вопрос философский.

          А вдруг в будущем этот материал станет популярным пособием по сольфеджио?  А вдруг не станет?  Трудно угадать.

          Кладем правую руку на циферблат, круг, диск или что попало, на чем нарисованы  12 делений  хроматической гаммы, мизинцем на нужную ноту (в данном случае — ноту до), и видим от этой ноты аккорды: мажорное трезвучие, мажор с секстой, доминантсептаккорд и большой мажорный септаккорд. Заодно указательный палец укажет на параллельный минор. Повторяю, на тонику смотрит мизинец. Звуки читаются по часовой стрелке.

Мажорное трезвучие:  {мизинец – кисть – большой}.  До – ми – соль.  C-E-G. Обращения очевидны. Звук

Мажор с секстой:  то же + указательный. До – ми – соль – ля. C-E-G-A.  Звук

Доминантсептаккорд:   то же + средний. До – ми – соль – си-бемоль. C-E-G-Bb.  Звук

Большой мажорный септаккорд:   то же + безымянный.  До – ми – соль – си. C-E-G-B.  Звук

Параллельный минор: Указательный — мизинец — кисть. Ля — до — ми. A-C-E.  Звук

          Теперь  вспомним, что мажор – естественная конструкция, он строится на простейших соотношениях целых чисел. Поэтому и рука на картинке лежит естественно, прямо. Чтобы получить минор от той же ноты, надо причудливо изогнуть руку. Я пишу это, чтобы в рисунках была какая-то логика.

          Показываю отдельно. Минор — как будто человек с минорным настроением или минорным состоянием здоровья опирается о стол, чтобы подняться. Сравните на рисунке положение руки для мажора и минора.

Ниже показана схема для аккордов минора.

Минорное трезвучие:   мизинец – кисть – большой. До – ми бемоль – соль. C-Eb-G.  Звук

Минор с секстой:   то же + указательный. До – ми-бемоль – соль – ля. C-Eb-G-A.  Звук

Малый минорный:   то же + средний. До – ми-бемоль – соль – си-бемоль. C-Eb-G-Bb.  Звук

Большой минорный:   то же + безымянный. До – ми-бемоль – соль – си. C-Eb-G-B.  Звук

Единственная неприятность –  на параллельный мажор не указывает указательный палец.  На него указывает кисть. Если от этого кому-то легче. И лучше заниматься параллельным мажором, положив на до указательный в мажорной схеме . Тогда задача сводится к предыдущей.

          Если есть желание, можно запомнить еще два полезных аккорда, для этого надо воспользоваться минорной схемой и суставом большого пальца. Логика такая: аккорды уменьшенные — и большой палец уменьшенный.

Полууменьшенный:  мизинец — кисть — сустав — средний.  До-ми-бемоль-соль-бемоль-си-бемоль. C-Eb-Gb-Bb.  Звук

Уменьшенный:  мизинец — кисть — сустав — указательный. До-ми-бемоль-соль-бемоль-си-дубль-бемоль (т.е ля). C-Eb-Gb-Bbb.  Звук

          Потренируемся.  Попробуем вычислить  простейшие аккорды от ноты фа-диез (она же соль-бемоль). К сожалению, картинка не может отличить фа-диез от соль-бемоля, но этим же грешат очень солидные компьютерные программы. В данном случае я коварно выбрал пример полегче, где и мажор, и минор — с  диезами. Кладем прямую руку мизинцем на фа-диез. Крутить, конечно, надо не руку, а круг. Получаем мажор.

Мажорное трезвучие – мизинец – кисть – большой. Фа-диез — ля-диез — до-диез. F#-A#-C#.  Звук

Мажор с секстой – то же + указательный. То же + ре-диез. F#-A#-C#-D#.  Звук

Доминантсептаккорд – то же + средний. То же + ми. F#-A#-C#-E.  Звук

Большой мажорный септаккорд  — то же + безымянный. То же + ми-диез (т.е. фа). F#-A#-C#-E#.  Звук

Изгибаем руку, получаем минор. Вместо ля-диез везде будет ля. Наверное, здесь уже можно обойтись без рисунка. Обратите внимание, как легко теперь мы (новички)  мысленно переходим от мажора к минору. Кисть укажет на параллельный ля-мажор.

Вот и все.

                    Теперь о том, как появились эти схемы. Три источника и три составные части.

Рука

            Тысячу лет назад монах-бенедиктинец Гвидо из Ареццо (Guido d’Arezzo) использовал для обучения пению  свою руку: каждая фаланга пальцев на ней  соответствовала  звуку тогдашней гаммы, гексахорда. Так он мог показать ученикам ход мелодии. Термин «Гвидонова рука» сохранился до наших дней. Гвидо – величайшая фигура в истории музыки. Он  создал современную систему записи нот, сами ноты и сольфеджио. Он учил студентов пению по своей методике и сократил срок подготовки певчих с десяти лет до двух. Советую почитать про него, ибо перепечатывать  чужое  не хочу. Конечно, мне хотелось — не воссоздать, конечно, —  но как-то использовать Гвидонову руку. Пусть иначе,  или в ином качестве, но напомнить.  Ведь какой педагогический стаж…  Тысячелетний юбилей!  На рисунке показано несколько ее средневековых изображений.

Гамма

                    Темперированная хроматическая гамма, состоящая из двенадцати насильственно выровненных полутонов, появилась на семь веков позже гаммы Гвидо д’Ареццо. Она была создана в конце XVII века  Андреасом  Веркмайстером. В результате появилась возможность свободно переходить из тональности в  тональность.  Правда, не все так просто: некоторые утверждают, что полутона все-таки не были абсолютно равными. Дескать, у  друга Веркмайстера, И.-С. Баха,  есть «Хорошо темперированный клавир», а «Равнотемперированного» — нет.  Сейчас, когда у каждого звука есть определенная частота, проблема вроде бы исчезла. А вот тонкости настройки музыкальных инструментов — остались, хотя полутона все так же равны. Может быть,  как заметил Оруэлл по другому поводу, одни более равны, чем другие. ( Оруэлла тоже советую почитать). В любом случае 12 полутонов сами просятся на циферблат с 12-ю делениями.

Круг

А круг подвернулся под руку случайно и не вполне кстати. Это была большая одноразовая тарелка.  Конечно, было обидно, но путь к познанию редко усыпан розами.