skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: ... вот тут я могу написать телефон того кто ищет себе учеников - пишите в контактах!

Урок 23

Не для всех этот урок, ох, не для всех…

У Вас есть гитара, есть техника, есть желание играть. Но играть не что дают, а  что Вы сами хотите.  Без нот, без табов, просто то, что слышишь. Трудно сделать первый шаг? Да,  трудно.  Рассмотрим процесс по порядку. Я буду опытным (или подопытным) кроликом. Мне не легче, чем Вам, потому что надо подгонять все  для Ваших возможностей, и с точки зрения продвинутого гитариста это – детский лепет. Кое-где я погрешил против канонов, как погрешил бы любой новичок.  Возможно,  после публикации этого материала я буду весь в грязи.  Но я все же считаю необходимым  подобный урок. Танки грязи не боятся. Итак, играем то, что нравится.

 Мне лично нравится «Полет кондора». El condor pasa.

Не будем обсуждать мои вкусы, просто посмотрим, как я буду выкручиваться. А я  буду фиксировать свои действия, чтобы потом, со следующей песней,  было легче. Добывать информацию  буду в Интернете. Вы можете проделать со мной каждый шаг, работая сами, а можете понаблюдать. Со стороны. Лучше, конечно, если будете на полшага впереди. Кстати, кое-где я специально даю слабенькие варианты. Чтобы те, кто работает, сделали лучше меня. Вот для них-то этот урок и писан. For the happy few.

Начали.

Шаг № 1. Найти песню, побольше и подольше послушать. И не бояться, что в голове будет каша.

 Первым делом  послушаю все, что смогу раздобыть. Всего, конечно, сразу  не запомнить. А я не боюсь. Слушаю себе, ногой постукиваю.  (Я не могу скачать и выложить на своем сайте чужую музыку.  Не хватало мне только ввязываться в споры о собственности. Поэтому не даю здесь звук).  Если бы у Вас было время, Вы могли бы тоже  послушать.

 Вот несколько примеров того, что крутится первое время у меня в голове. Каша1Каша2Каша3Каша4.

 Честно говоря, несуразица. Вот тут надо все отложить.  Дать мозгу разбираться самостоятельно. Не мешать – это тоже искусство.

 Шаг № 2. Не мешать мозгу спокойно переварить полученную информацию.

 Через несколько (минут или часов – вопрос сложный) мозг вдруг начинает наигрывать мелодию. То, что в нем застряло. Что теперь делать? Не ноты же писать? – Конечно же нет, просто надо напевать, мурлыкать, пристукивать, прищелкивать. Если надо – что-то еще раз послушать, не беда. Главное, процесс пошел. Я здесь даю  кусочки, которые мне запомнились, пока не в виде нот, а только в виде звука. Вы можете иметь другое мнение. Оно должно вылиться в Ваше собственное бормотание.

Шаг № 3. Пробормотать хотя бы кусочек (или кусочки) того, что запомнилось. Желательно, в ритме.

Вот мои кусочки. Отрывок №1 и Отрывок №2. Так я запомнил. А стук оттого, что когда я напеваю, стучу по полу ногой. Или ложкой по кастрюле.

Начинаем следующий шаг. Пора подбирать. Только надо решить, в какой тональности.  Ясно, что не с шестью бемолями. В песне есть и минор и мажор.  Любители обычно играют в Ми миноре, Ля миноре. Профессионалы – в Ре миноре, Си-миноре, и т.д. На то они и профи. Я выбираю Ля минор. Проще некуда. В крайнем случае, потом передвину или, как говорят умные люди, транспонирую. Хватаю гитару, играю  аккорд Ля минор и несколько аккордов, которые обычно его (Ля минор) сопровождают. Чтобы настроиться на тональность. Обычно берут тонику (основной звук), субдоминанту, доминанту и снова тонику. Вот я и играю Ля минор, Ре минор, Ми 7 и снова Ля минор. В этой песне есть и параллельный мажор, До мажор. (Его надо уметь услышать, и это нелегко).  Поэтому я играю еще аккорды До мажор,  Фа мажор,  Соль 7  и снова До мажор.. И привыкаю к тональности. Аккорды эти на сайте есть.

 Шаг № 4. Въехать в тональность, в которой будем подбирать. Вспомнить аккорды, которые там наиболее часто встречаются.

Вот эти аккорды. Ля минор, Ре минор, Ми7, Ля минор,   До мажор,  Фа мажор,   Соль 7 и снова До мажор.

 Теперь напеваем то, что запомнилось, но уже в Ля миноре. И потихонечку, по одной нотке, подбираем самый простой кусочек.  Не надо все сразу. Жадность – нехорошее чувство. Не грех проиграть этот же кусочек в другой октаве. Например, если звучат ноты ми – фа – ми, играем их не только на 1-й струне, но и на 4-й, и на 6-й.

 Шаг № 5. Подбираем мелодию по кусочкам, напеваем и играем. Можно в разных октавах. Без басов, без аккордов. Не забываем получать удовольствие от творческого труда. Поскольку мелодия по одной нотке, я играю ее ударом апояндо. Обязательно громко.

Вот что я в результате подобрал на гитаре. Кусок №1 и Кусок №2.  А Вы?

Я проиграю свои кусочки на октаву ниже, чтобы была возможность выбора. Кое-где можно сделать вставочку. Какое-никакое, а разнообразие.

Кусок №1октава,  Кусок №2октава. Отдельно даю ноты и табы на все мои отрывки. Ноты 1 и ноты 2. Но надеюсь, что Вы обойдетесь без них. Отработали до блеска. Дело в том, что когда будем добавлять басы и аккорды, некогда будет следить за мелодией.

Шаг№ 6. Подбираем басы и аккорды. Да, это трудно. Не всякий справится. Но Вы – справитесь.

  Дело это сложное. Гармонизировать мелодию. Этим, вообще-то, занимаются крутые специалисты. А мы не боимся. В конце концов, если и наврем, нас рано или поздно поправят. (Хорошо бы иметь знакомого с музыкальным образованием, спросить, что он об этом думает).

Кое-что нам и так  понятно. Ведь если мы подбираем мелодию в Ля миноре, то уж аккорд Ля минор там точно будет. Можно поискать и найти место, где мелодия приходит в тонику. А перед этим местом – обычно Ми 7 стоит. Ищем, находим. То же – с До мажором и Соль 7. Обычно, когда играют в До мажоре, часто приходится брать Фа мажор. Смотрим, нет ли у нас кусочков, попахивающих нотой фа. И так далее.

Добавляем басы к первому отрывку. Вариант 1Вариант 2,  Ни ноты, ни табы не нужны. В первом варианте звучит в основном бас До. Во втором – чередуются либо Ми и Ля, либо Соль и До на 6 и 5-й струнах.

Добавляем басы ко второму отрывку. Вариант 1Вариант 2. Я же говорил, что нота фа обязательно появится. Пришлось повозиться. Фа я предпочел брать на 8 ладу 5-й струны. Чувствую, что здесь будет самый удобный вариант Фа мажора.

 Добавляем аккорды к первому отрывку. Вариант 1Вариант 2Вариант 3.   Никогда не злоупотребляйте боем. Комбинируйте бой с тирандо, апояндо, тихими ударами пульгаром. Голый бой хорош бывает редко и быстро надоедает.

Добавляем аккорды ко второму отрывку. Вариант 1Вариант 2, Вариант 3.  Вариант 4.   Табы.  Вариант 3 выглядит страшно, но это самый простой бой, палец мотается туда-сюда. Ничего сложного. А вот в варианте 4 правая рука различает мелодию и аккомпанемент. Когда аккорд с мелодией, звучит первая струна. Когда просто аккорд – первая струна не звучит. Хороший тест на владение пальцами. Иногда такое лучше играть разными пальцами. Возьмите на вооружение.

 Начинается последний этап.

 Шаг № 7. Дополнить заготовками, которые вспомнились или придумались позже. Вогнать в ритм. Отобрать все нужное, все ненужное –вон.

 Играем, вспоминаем, дополняем, подрабатываем варианты исполнения и получаем свою собственную версию. Расцвечиваем разными приемами игры. Если нужно играть несколько куплетов, они не должны слушаться одинаково. (Вы ведь не из тех,  кто по шестнадцать раз  нудит одну и туже фразу, ).  Кое-что  придется выкинуть. Это очень трудно, кстати. Жалко ужасно. Остается Ваша первая  аранжировка в Вашем же собственном исполнении. Оказывается, в жизни есть не только огорчения. Вот она, мелодия,  чистая и ясная, как след кондора в морозном воздухе Перуанских Анд. Или, наоборот, мутная и темная, как чья-то непролазная лень.

Еще одно соображение. Выступать вы будете не в концертном зале. По крайней мере, первое время. Поэтому  заготовки, из которых складывается песня, должны учитывать и то, где песня прозвучит. Выступаете в большой компании – громкие аккорды. Играете в совсем малюсенькой, но очень милой  компании – годятся тихие заготовки.  Когда играешь песню, публика может подпевать, здесь надо просто держать ритм, заполняя паузы.

Теперь по поводу внимания слушателей. Если у Вас немного отработанных пьес, а народ увлечен беседой и не слушает, нет смысла тратить патроны вхолостую. Никогда не раздражайтесь и не обижайтесь, что Вас не слушают. Поэтому наигрывайте что-нибудь типа длинного вступления на базе мотивов пьесы, пока народ не замолчит. Можно чуть изменить мелодию, импровизировать. Либо отложите гитару и дождитесь лучшего момента.  Несколько примеров такого наигрывания надо иметь. Вот что я приготовил бы для себя.  Звук. Таких заготовок у Вас на каждую песню должно быть несколько.

Вот к этой точке Вы должны бы подоспеть со своим вариантом. А это – мой вариант.   Мои шлакоблоки.  Работа окончена.

 Кстати, вовсе не обязательно проходить этот урок за полчаса. Можно и поспокойнее. Вам  годы играть.

Применим наш метод к другой песне. Опять меня будут ругать за дурной вкус и несовременный выбор, а я не боюсь. Волков бояться – в лес не ходить.

 Принимайте потихонечку участие, делайте все чуть-чуть раньше меня. Кто способен, конечно. Это гораздо серьезнее, чем Вам сейчас кажется.

La cucaracha.

Ищем, находим, слушаем.  Если рядом бабушка или дедушка – спросите у них. Они помнят. Хорошее не забывается.

Иногда встречаются  исполнения La cucaracha на четыре четверти. Получается разудалый фокстрот. Хотите – используйте это как вариант.

Даем мозгу привести все в порядок.

  Пока мозг бесшумно тарахтит, можете поискать слова, узнать историю песни, кто ее написал, кто исполнял, и так далее. Оказывается, этой песне около тысячи лет. Испанцы распевали ее, воюя с маврами. Потом она попала в Америку. Теперь мексиканцы поют на ее мотив частушки, и не только самые ласковые. Пока мы отстукивали ритм, выяснилось, что песня – на три четверти. Хотя старше вальса лет на восемьсот. Три четверти – не просто так. Конь не захромает, удар-то каждый раз под другую ногу. Непростой ритм. Самая страшная песня, «Вставай, страна огромная», тоже на три четверти. Вот тебе и вальс.

Бормочем то, что запомнилось. Постепенно проясняются отдельные кусочки. Каша сварилась. Можно начинать.

Пытаемся понять, в миноре или в мажоре идет мелодия. Похоже, в мажоре. Если бы мы не сообразили, начали бы в миноре и поняли бы все равно, что не минорная это песня. Будь я поумнее, сразу бы смекнул: минор-то появился на много  веков позже.

Выбираем До мажор, въезжаем в него. До мажор, Фа мажор, Соль 7 и снова До мажор.  Можно  подбирать.

Подбираем хотя бы кусочек. Это самое трудное. Потом пойдет веселее. Запоминаем, играем, напеваем.

Есть. С пылу, с жару. Звук. Я даю просто мелодию, потом подключу басы. Обратите внимание, ритм не звучит, стучите сами. Вот ноты и табы.

Пытаемся проиграть  в разных октавах. Это самостоятельно. Тут делать нечего. Звук дам. Ну, и табы. Нот не дам. Сами пишите.

Подбираем басы и аккорды.  Вот звук .  Или звук1. Кстати (это к тем, кто работает), не замечаете, что Вам уже не страшно? Аккорд можно взять и тирандо, и расгеадо, и по типу “мелодия вместе с аккордом” ударом пальца снизу. Музыку слушайте, она подскажет, где как играть. Басы давите поактивней.

Сделано. А теперь делаем варианты так же, как в предыдущей песне. Двойные ноты, правда, у нас перехватили. На тысчонку лет мы припозднились. Ничего, в другой раз. Делайте сами, только честно. Хотя бы пару вариантов исполнения Вы должны иметь. А лучше пройти все решения, которые мы нашли в Кондоре. Плюс свои, конечно. Не могу же я твердить одно и то же. Этот сайт не для тех, кому годами талдычат.

Внимание!!!

Новый прием. И другой уровень Вашего мастерства. Это очень трудно. Кажется, это называется модуляция. Когда мелодия покидает насиженную тональность и отправляется на время в свободное плавание по грифу, чтобы потом вернуться на место с виноватым видом. Не будем проводить параллели, просто попробуем сыграть то же самое в Си мажоре, Ре мажоре, Ля мажоре, и т.д. Не забудем вернуться назад. Звук тот же, только сдвинут.  Начнем с Си мажора. Звук. Легче некуда. Больно? Это хорошая боль. На велосипеде учиться больнее. Барре на II ладу, три пальца на IV –  и вперед. Табы.

Теперь сдвигаем барре на какой-нибудь другой лад, получим ту же мелодию в другой тональности. Кстати, на третьем ладу тоже получится До мажор. А без барре – Ля мажор. Уж тут-то сыграет даже последний лодырь.

Результат: сыграли везде, а в До мажоре – в двух разных позициях и аппликатурах. Не кисло для новичка. С этой минуты Вы – не новичок, а молодое дарование. Подберите сами в Ми мажоре. Если можете, конечно. Тут есть два варианта. Либо по предыдущей схеме на VII ладу, либо без барре и без подсказок.

Вот как получилось у меня в результате. Варианты вступления. Звук1 и Звук2Мелодия. Уходим в Ля мажор (мне лень ставить барре).  Возвращаемся в До мажор и играем дальше. Это – сами.  Нот и табов не даю. Есть только одна хитрость, Вот это место я играю в другой аппликатуре, так удобнее. Возьмите на вооружение.

Готово. Кукарача – это значит таракан.

Теперь я расскажу то же самое, но другими словами. Одним нравится так, другим – этак. Вот я и стараюсь, чтобы всем было понятно.

Представим ситуацию.

 Ваши товарищи ставят любительский спектакль. И им нужно, чтобы Вы играли на гитаре. Довольно известную песенку. Ля Бамба  (La Bamba).  А еще нужно, чтобы это было легко, весело, и вообще виртуозно. Вот такая задача.

Песню  Вы не знаете. Когда Вам пытаются ее напеть, получается ерунда. Лучше бы не пели. Что делать???

Найти в Интернете. Лучше и музыку, и  ноты. Но, предположим, ни нот, ни табов Вы не нашли. Удалось Вам послушать несколько вариантов исполнения песни, да и то в разных тональностях. Все разное, все чужое.  А время-то идет. а в голове каша.

Что дальше???

Вот тут надо прекратить панику и отложить гитару в сторону.

Дело не так уж плохо. Все самое главное у Вас уже есть.  Вы нашли песню, послушали ее, и всегда можете послушать еще. Теперь надо не мешать мозгу самостоятельно  повозиться с услышанным, разложить все по полочкам.

 Можно пока отдохнуть, собрать информацию о песне. Ей лет 300, из них лет 100 она в моде во всем мире. И будет в моде еще очень долго. Возможно, внуки будут просить Вас показать, как  играют эту модную песню. По смыслу это незатейливые мексиканские частушки. Но мы не будем отвлекаться на слова. А пели ее все, кто умеет петь.

Через какое – то время у вас в голове появится Ваш собственный макет песни (или для начала отрывка), который Вы сможете промурлыкать, простучать, подобрать в удобных для Вас тональностях. Поскольку песня мажорная, берете на гитаре несколько раз До мажор, чтобы  въехать в тональность. А лучше – берете не только До мажор, но еще Фа мажор и Соль 7, потому что без них в До мажоре не обойдешься. Ритм у песни очень трудный. Начало песни не совпадает с началом такта, главная нота – тоже. Мурлыкаем, постукиваем, головой покачиваем, постепенно картина проясняется.

Теперь начинаете подбирать в До мажоре кусочки мелодий, которые Вы запомнили. Погоняли их в разных октавах. Привыкли к ним. И они к Вам привыкли. Звук1Звук2.  Звук окт.1. Звук окт.2. . Табы.

Подкинем басов.  Так первый, так второй.  (Обратите внимание, у нас бас естественно становится на пустующее место сильной доли. Испанец или латиноамериканец может оставить здесь пустое место: у них более острое чувство ритма, они любят и ценят, чтобы тишина кричала. Даже хлопают в ладоши они иначе, чем мы: мы выделяем сильную долю, а они – дополняют  ритм). Если кто не заметил, во втором кусочке надо брать Фа мажор на барре. Табы.

Аккорды. Это трудно. Но в нашем случае все аккорды у нас уже под рукой. Повезло. Звук1Звук2Табы. Здесь, сами понимаете, только по одному из десятков вариантов. Просто показать, как идет процесс.

Седьмой этап – вогнать в ритм с басами и аккордами, методом проб и ошибок найти лучшие варианты исполнения.  Вот мой результат. А тут побыстрее.  Табов не будет. Там, где быстро повторяются аккорды, надо бить тремя пальцами вниз – вверх. Сразу такая скорость не приходит. Захотите – сделаете. Если не будете психовать.

Готово. У меня, по крайней мере.

Все, что здесь написано – только попытка помочь Вам  начать играть самостоятельно. Не считайте этот урок  какими – то назиданиями или указаниями. Действуйте так, как считаете нужным. Делайте побольше глупостей. И не бойтесь ошибаться.

Некоторые спросят: а зачем нас назойливо подталкивают к самостоятельной игре? Есть много хорошей гитарной музыки с нотами и всякими полезными пособиями. Можно расти до высокого уровня. Дорога протоптана великими мастерами. Зачем ломиться в открытые ворота?

Есть разные методы обучения. Первый – общепринятый. Ходить на занятия, делать что велят, не лезть, куда не надо. Человек учится, может и хорошо, но уж очень привыкает к послушанию. А если чего не знает – это нам не задавали.

Второй метод – учиться самому. Так учатся свистеть, плеваться, кататься на велосипеде,  лазать по заборам  и стрелять из рогатки. Драться, целоваться, петь и сочинять.  В результате  все самое интересное человек изучает сам, методом проб и ошибок. А если чего не знает – доучивается.

Вот я и подумал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

de603a75222c7c2b