skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: +7-900-123-4567

Урок 21

До сих пор я не хотел никого хвалить, но теперь придется. Вы – молодцы. Самое трудное позади.

 Пора играть нормальный гитарный репертуар. Есть на сайте раздел «Ноты, табы, звук»,  можете брать и учить этюды и пьесы оттуда. У меня далеко не все, но что-то потихоньку делаю. Можно брать ноты не только у меня, не зацикливайтесь на одном сайте.

 Есть неприятность, которая подстерегает каждого торопыжку. Когда он видит ноты, табы, а тем более слышит звук пьесы, он хочет  не только разобрать, но и сыграть ее немедленно. Но так не бывает. И у большинства не хватает терпения. В результате вместо самоучки получается недоучка. Предлагаю пользоваться следующей моделью: разобрал пьесу – все равно, что посадил картошку. Окучивай. Когда она вырастет, тогда  играй, пожалуйста.

 Начнем урок.

Бой на гитаре.

 Дело нехитрое. Простейшие приемы изучаются за полчаса. Но сначала советую потратить секунд 10 – 15 на переговоры.

 Заранее договоритесь со своей правой рукой, кто из вас главный. Кто командует, а кто делает. Иначе командовать будет рука, и ни четкости, ни ритма вам не видать. ( Будете учиться  горным лыжам или сноуборду – не забудьте договориться о том же с ногами. Сбережете несколько нужных костей.)

 Начали.

 Рисуем в уме нотные линеечки или табы. Расставляем такты. Пусть в каждом такте будет четыре четверти. Четыре удара.

Потренируемся в счете. Произносим: Раз, Два, Три, Четыре, (переходим в следующий такт) Раз, Два, Три, Четыре. И так далее. Считаем ровно, спокойно, все равно успеем. Можно и ногой пристукивать, особенно когда этажом ниже не спят. Я не буду здесь давать ни рисунка, ни звука. Что Вы, линеечек не видели? Что Вы, аккорда не слышали, что ли? Просто держите ритм, и все.

Поставили аккорд. Какой угодно. Если на барре — долго не держите, не перенапрягайте левую руку.

 На счет Раз указательный палец бьет ногтем от 6-й струны к 1-й, пробегая по всем струнам. Удар расгеадо, свободный, громкий, быстрый, четкий, но не истеричный. Кисть, конечно, вздрагивает, но не уходит далеко вниз. После удара и палец, и кисть совершенно свободны.  Поэтому кисть —  на своем привычном месте.  Не выпрямляйте ни палец, ни ладонь полностью. Пусть будут как есть.

На счет Два – то же самое.

Три- то же самое.

Четыре – то же самое.  Звук.

 Тут кто-нибудь  скажет, что, дескать, это слишком просто. А ритм железный? А расслабление? Это что, клюква, что ли?

 Повторили раза три. Лучше, наверное, семь. И тут Вы начинаете слышать, что Вы играете. Оказывается, звук-то у Ваших ударов не очень ровный. Один раз ярче звучит 6-я струна, другой раз – первая слишком выкрикивает. У кого-то кисть съезжает, до колена достает. Кто-то не успевает расслабить руку после удара. Надо навести порядок. Да и первую брать не всегда обязательно.

 Ну вот, первый рисунок боя готов. Кстати, именно такой рисунок часто нужен для вступления к достаточно серьезным песням.

 Теперь проделали то же самое средним пальцем, медио, потом безымянным (ануляр). Здесь времени не жалейте, это очень нужно. Очень нужно, поверьте на слово. Выровняли звук, проверили расслабление. Можно и ускорить, хотя лучше бы помедленнее. Вот звук.

Делаем второй рисунок.

Снова рисуем такты и четверти. Раз – Два – Три – Четыре, Раз – Два – Три – Четыре и т.д.

 На счет Раз: индекс снова от 6-й к 1-й.

На счет Два: индекс от 1-й к 6-й.

Три: от 6-й к 1-й.

Четыре: от 1-й к 6-й.  Звук.

 Повторили семь раз, слушая и делая выводы. То же самое пальцами медио и ануляр. На медио и ануляр времени не жалейте. Выровняли звук и ритм. Можно попробовать ускорить. Вот звук. Правда, сейчас лучше медленно.

У нас уже два рисунка, и каждый из них мы делаем разными пальцами. А большим пальцем не делаем. Может, попробуем?

Замечаете, что при игре пульгаром тембр удара  совсем другой? Но есть и минус: больше двигается кисть, поэтому не играйте пульгаром большие отрывки.

При игре расгеадо пульгаром не растопыривайте ладонь, пусть пальцы будут покомпактней. Словно у Вас в руке медиатор. Продолжайте играть пульгаром оба рисунка, четко отбивайте ритм. Раз – Два – Три — Четыре.

  Смотрите, что получается. Пульгару удобнее брать не все шесть струн, а только басы, а остальным пальцам – струны с 1-й по 4-ю. Вот и попробуйте поиграть пульгаром только на 6-5-4, а индексом (или m, или a) – только на 4-3-2-1. Не напрягайте руку, пальцы скоро привыкнут. Не будем выделять это в новый рисунок, но немного потренируемся. Кроме того, если играть мякотью пульгара, звук глухой, я уже об этом писал, а если удар производится ногтем, звук довольно яркий. Здесь пригодится договоренность с правой рукой, она будет первое время брать не те струны. Заставьте пульгар всегда брать то, что нужно Вам.

Теперь удар несколькими пальцами. От 6-й к 1-й.

Мизинец, ануляр, медио и индекс по очереди. У кого мизинец не дотягивается, не страшно. Ударяйте тремя пальцами. Медленный ритм, четкий удар. Но так, чтобы было  три (или четыре) четких удара, а сливались они в один. Перед ударом руку в кулак не сжимайте, удар начинается с обычного положения руки. Поиграем так оба наших рисунка. Звук получится тот же самый, но более широкий.

  Когда после удара от 6-й к 1-й пальцы идут обратно, от первой к шестой, возможны варианты. Можно этот удар выполнить только индексом. Можно – a-m-i. Дело Ваше.

Удар несколькими пальцами вниз — вверх со временем можно ускорять до бесконечности. Только не торопитесь, не сейчас.

  Согласитесь, что не все аккорды должны греметь целую четверть. Поучимся глушить наш тройной удар от 6 к 1. Ладошкой. Давайте, не спеша: мизинец, ануляр, медио, индекс, ладошка сразу, без дополнительного размаха, все это прикрывает. И тишина.

Когда глушим удар тремя (четырьмя) пальцами от1 к 6, глушение можно делать так же, а можно — ребром ладони. Потренируйтесь. Добейтесь того, чтобы и при ударе вниз, и при ударе вверх можно было получить очень короткие аккорды. При игре пульгаром вниз лучше, наверное, глушить аккорд ребром большого пальца, а если захотите играть пульгаром вверх, ладонью или ребром ладони.. Попробуйте. И вот еще, обратите внимание: на барре глушить аккорд — одно удовольствие. Ослабил прижим — нет звука.

(Все, что здесь было написано, можно прочесть за пять минут. Советую потратить несколько часов для того, чтобы отработать каждый тип удара и не идти дальше, пока каждый удар не будет как конфетка. Я две недели сидел над этим уроком. Имейте совесть).

  Основные заготовки у нас готовы. Конечно, это немного, но число сочетаний разных рисунков и их вариантов получается внушительным. Мы ведь будем комбинировать их с басами и мелодией. И играть будем не обязательно четвертями, а восьмушками. И точки добавим. И получится вполне приличный багаж. А тот, кто поленился отработать эти заготовки медленно, в ритме, до блеска, получит  грязь и пакость.

 Начинаем выбрасывать четверти.

 Рисуем в уме. Громко и медленно считаем, входим в очень медленный ритм. Играем индексом, или медио, или ануляром. Время от времени меняем аккорд. То на барре, то открытый, чтобы не изувечить левую руку. Выделяем первую долю такта (удар на Раз).

Выкидываем удар на счет Два. Палец идет (в первом варианте вниз, во втором – вверх) по воздуху, не задевая струны. А идет он для того, чтобы кисть сохраняла ритм. Конечно, на этот пустой счет движение  пальца гораздо короче.Кстати, не так легко рука привыкает, как хотелось бы.

 Отработайте до блеска. Ускорьте, вслушайтесь и запомните этот ритм.

 Выкидываем удар на счет Три. Палец идет вниз по воздуху не задевая струны. Кисть сохраняет ритм.

Отработайте до блеска. Запомните.

 Выкидываем удар на счет Четыре. Можно я не буду рисовать? Отработайте. Запомните.

 Выкидываем удар на счет Раз. Здесь я тоже рисовать не буду, погромче говорите Раз. Отработайте. Запомните.

 Результат: рука у Вас должна уметь играть оба рисунка с одной, а то и двумя выброшенными четвертями. По-моему, она начинает Вас  слушаться! Можете немного ускорить,  полюбоваться тем, что у вас получилось.

  Теперь играем восьмушками. Здесь тоже надо уметь играть оба варианта. Считаем:  Раз – и- Два – и – Три – и – Четыре – и… Здесь цифра — это первая восьмушка в четверти, а буква «и» — вторая.  Играем пульгаром, индексом, медио, ануляром, тремя или четырьмя пальцами вместе. Первая доля такта – самая сильная, помните об этом. Не жалейте времени на отработку, это не Вы учитесь! Это Вы даете возможность учиться руке. Не мешайте ей учиться!!! Звук, я думаю, не нужен.

Выкидываем то тут, то там либо восьмушку, либо всю четверть, вслушиваемся. Кисть при «холостом ходу» легонько покачивается, чтобы удержать ритм. Вообще-то здесь надо быть очень внимательным, потому что маленькое изменение рисунка приводит к очень неожиданным результатам, ведь получается совсем другой ритм. ПОВНИМАТЕЛЬНЕЙ! Играйте не только то, что я рисую, этот сайт для тех, кто будет играть сам. Экспериментируйте, сохраняя равномерность движения кисти. Например:

 Звук

Поиграем. Не надо ничего запоминать, скоро Вы сами будете придумывать для себя нужные комбинации. На уроке мы только готовим стройматериал, а строить придется Вам самостоятельно.

             Звук

 

Подключаем пульгар, который я обозначу цветной стрелкой. Обратите внимание, что для ритма все равно, ударит ли пульгар одну или несколько басовых струн. Заметьте,  ритм подобран так, чтобы кисть ровно ходила вниз и вверх.

            Звук

Еще раз повторяю: это примеры, а не готовые рецепты. Побольше придумывайте сами.  Не вздумайте запоминать, особенно вот это:

Теперь представим, что Вы подобрали мелодию, нашли к ней басы и аккорды. Как это будет выглядеть все вместе?

Мелодию я за Вас придумать не могу, поэтому в первом такте у меня все четыре четверти будет звучать нота ми. На первой струне.  Весь второй такт будет звучать нота фа. Первая струна, первый лад. Третий — снова ми. Аккорды, соответственно До мажор, Соль7 и До мажор. Напоминаю, чтобы Вам не искать. И даю звуковую дорожку с «мелодией» и звуком метронома. Звук.

Самый простой вариант Вам не подойдет. Упоминаю его только для порядка. Первый такт — на счет Раз какой-нибудь палец (или пальцы) брякает До мажор по всем струнам, чтобы громко прозвучала нота ми на 1-й струне. Два — Три — Четыре — пусто. То же во втором (стоит аккорд Соль7) и третьем (опять До мажор) такте. Конечно, это для Вас неинтересно. Брякнул, и все. Но иногда так и надо. Звук.

Вариант посложнее. Ставим второй вариант До мажора. На счет Раз пульгаром ударяем до на 5-й струне и одновременно ануляром ударяем  ми — на 1-й. На счет Два индекс идет вверх, не задевая 1-ю струну. Три — индекс вниз, четыре — вверх. Следующий такт: ставим Соль7, на счет Раз пульгар бьет си на 5-й (или соль на 6-й), одновременно ануляр — фа на 1-й. Дальше индекс повторяет движение вверх — вниз — вверх. Третий такт: на счет Раз как в первом такте, только пульгар бьет сразу две струны, соль на 6-й+до на 5-й. На счет Два индекс идет вверх вообще без звука, Три и Четыре — индекс  вниз и вверх как в первом такте. Звук.

Еще один вариант.

ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ. Это очень нужно  при игре мелодии с басами и аккордами. Возьмем обычный До мажор ударом тирандо. Пульгар берет бас до, i-m-a берут 3,2,1 струны. Поскольку мелодия идет на 1-й струне, ее берем погромче. Легкота. На обратном ходу  i-m-a ударом расгеадо ударяют либо 3,2,1 струны,  либо, если звук ми на первой струне больше не нужен, как в нашем случае, струны 4-3-2. Следующие две четверти — дело Вашей фантазии. Этот метод (и не только с первой струной) отработайте до полного, абсолютного блеска, а затем включите в свои импровизации на заданную мной тему. Обязательно. Дело в том, что если гитарист долгое время играет расгеадо, это тоже утомляет слушателей, тут-то и можно добавить простоты и четкости удара тирандо.

Еще один маленький секрет удара тирандо. Удар расгеадо можно представить в виде лесенки, где каждый звук сдвинут по времени относительно предыдущего. Лесенка вверх и лесенка вниз.  Удар тирандо позволяет,  например, взять перед  аккордом всего одну нужную ноту. Это и проще, и в то же время изысканнее. Городской романс и так далее. Посмотрите.

Следующий рисунок не соответствует правилам нотной записи, он иллюстрирует, как можно взять До мажор с помощью этого приема.

  Звук

У Вас есть звуковая дорожка с нотами и метрономом. Сделайте пять — семь своих вариантов. Расгеадо, тирандо, тема — бас -аккорд, пофантазируйте.  Используйте все, что хотите. Не стесняйтесь рисовать схемы на бумаге. И вообще не стесняйтесь записывать свои мысли. Всегда носите с собой карандаш и бумагу. Обидно, когда забываются отличные идеи.

Идем дальше. С До мажором пока все.

Немного экзотики. На Раз — большой палец с размаха бьет ребром по деке над струнами. Два — индекс (или все)  вверх, Три- ребро большого пальца с размаха хлопком по струнам все глушит, Четыре — индекс вверх и т.д. Попробуйте. Применяйте редко.

В уроке 20 я упоминал об эффектном «чпоке». Поэкспериментируйте и с ним. Применяйте как можно реже.

Да, опять забыл. Помните, где-то в первых уроках я говорил про «упражнения на ремне»? Очень эффективны для отработки боя.

Вспомним точки. Бой с точками сразу открывает кучу возможностей. Я напомню, а Вы сами сделайте пять — семь своих вариантов. Ясно, что не только первым типом удара. Обратите внимание, что это в масштабе наша игра восьмушками.

Звук без точек. Звук с точками.

Теперь возьмите мелодию или песню, подберите к ней ритм, постройте пять — семь вариантов этого ритма и все это в медленном темпе играйте. Следите за расслаблением кисти и пальцев после удара, ритмом, ровным звуком.  Если есть выбор, брать или не брать какую-то долю, не берите. Пусть в Вашем аккомпанементе будет побольше воздуха. Выделяйте первую долю. Всегда выделяйте первую долю. Никогда не забывайте выделять первую долю.

Потом возьмите еще песенку…

Здесь кончается основная часть урока.

  А здесь — секретный тест для особо одаренных. Звука не будет. В целях конспирации. Если хотите, считайте это шуткой. Если хотите, помучайтесь. Поставьте какой-нибудь аккорд, барре обязательно. Играйте, что написано.

Теперь надо ярко выделить первую долю такта. Без звука. Надо, и все.

И, напоследок, небольшое замечание по поводу фламенко.

Некоторые думают, что если хорошенько лягнуть струны копытом, получится «фламенко». Это не так. Фламенко – нечто совсем другое, и не для всех. Если кто-то хочет понять, что такое фламенко, начинать надо не с грохота, а с «Дуэнде» Лорки. Ни этот урок, ни этот сайт не имеют ничего общего с  фламенко. К сожалению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *