skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: ... вот тут я могу написать телефон того кто ищет себе учеников - пишите в контактах!

Урок 20

Как играть на гитаре.

После того, как Вы попробовали простейший аккомпанемент, Вы должны были почувствовать, как много Вам не хватает. Но вводить по новому приему на каждом уроке бессмысленно. Тот, кто работать не хочет, все равно ничего делать не будет. Тот, кто действительно хочет играть на гитаре и может учить себя сам, заслуживает подробного обзора гитарной техники. Чтобы не рыться каждый раз в старых уроках, а иметь перед глазами список того, что сделано, и того, что нужно сделать. Вот здесь как раз этот обзор и будет. Пока Вы учитесь сами, помните: для того, чтобы овладеть любым приемом, мало просто повторить его. Надо его использовать. Когда будете учить других, всегда начинайте с правильной посадки и постановки рук, потом требуйте хорошего звука, а дальше само пойдет.

На этом уроке я не вижу смысла  давать упражнения, этюды или даже примеры. Этот урок – справочный. Я прошу только обязательно пощупать то, что здесь написано, чтобы понять, каков тот или иной прием на вкус. Потом, по возможности, отработаем. Я пронумерую приемы, чтобы в последующих уроках ссылаться на них. А Вы потом иногда заглядывайте на этот урок, особенно когда решите, что уже все умеете.
Если кто-то «пройдет» этот урок за полчаса, он пройдет мимо. Поэтому – помедленней, лучше в несколько подходов.

Все, что здесь написано, не имеет никакого отношения к какой-нибудь серьезной классификации. Это то, что, по моему мнению, может Вам пригодиться.

Что такое игра на гитаре?

Ясно, что не простое озвучивание чужих нот. Наверное, личность того, кто играет. Поскольку все личности разные, то и манера игры разная. Рано или  поздно у Вас тоже будет своя манера. И даже свои приемы. Так что не относитесь к этому уроку как к  единственной правильной системе.

Посадка.

Сидеть надо на краешке стула, не сгибаться, не наклоняться вбок. А главное – расправить и расслабить спину, плечи и шею. Головка грифа гитары – на уровне плеча. Заглядывать на струны не надо, достаточно смотреть на них «в профиль».

Правая рука.

С первого урока постановка правой руки не изменилась. Она свободна, все суставы согнуты в одну сторону. Пальцы недалеко от струн, рабочие зоны (место, которым Вы чувствуете струну) чуть смещены к большому пальцу. Кисть при ударе вздрагивает, конечно, но специально не болтается. Смысл правильной постановки правой руки в том, чтобы пульгар, большой палец, мог без особой подготовки ударить любой бас, а остальные пальцы – остальные струны.

Удары.

Предполагается, что Вы будете играть ногтями. Если ногтей нужной длины нет (а нужно–то полтора – два миллиметра) Вам будет немного труднее, да и звук без ногтей слабее. Но это не трагедия. Играйте тем, что есть.
Ногти надо подтачивать. Я пользуюсь для этого сложенным вдвое кусочком шкурки площадью со спичечный коробок. Точу все вместе.
Все, что относится к правой руке, лучше отрабатывать не только на гитаре, но и на ремне. Это сбережет Вам недели, а то и месяцы. Особенно полезно это для развития пары пальцев m – a. Берегите свое время. Да и просто приятно – полчаса на метро, приезжаешь домой – упражнение готово.

1. Удар апояндо.

Палец ударяет струну и (не прогибаясь) падает на следующую. У виртуозов он падает тем же местом, которым был нанесен удар. Если ногтем – то на ноготь. Но таких – единицы. У всех остальных палец падает на следующую струну мякотью. Желательно – ближе к ногтю.
Апояндо дает максимальный звук, поэтому при его отработке надо лупить по струнам как следует. Ритм при этом страдать не должен.
При отработке апояндо надо учиться играть парами пальцев i – m и m – a. Играют чаще, конечно, i – m, иногда подключают ануляр, но учиться надо двумя парами.

2. Удар тирандо.

Палец ударяет струну и не падает на следующую. Этим ударом играют аккорды, арпеджио, иногда соло. Удар тише, но не всегда надо греметь. Рисунков арпеджио у Вас пока маловато, но те, что есть, должны быть отполированы до блеска. И Вы должны свободно переходить с одного рисунка на другой при жестком ритме.
При игре аккордами ударом тирандо при необходимости подключают мизинец.

3. Удар расгеадо.

Палец (или пальцы, включая мизинец) последовательно ударяет несколько струн при движении вниз или вверх. Хитрость в том, что надо ударить только нужные струны. В нужном ритме, с нужной скоростью, с нужным звуком. Это очень трудно. Зато потом появляется огромная свобода. Попробуйте помахать туда-сюда индексом, задевая в обе стороны только 5-ю 4-ю и 3-ю, а потом помахать ануляром, задевая только 2-ю и 1-ю. Вы поймете, какие открываются перспективы. Вы поймете также, что долго говорить на эту тему бессмысленно. Махать надо.

Самая болезненная ошибка – ободрать себе кожу с внешней стороны пальца, прямо у ногтя. Это получается тогда, когда палец идет по струнам вниз, а кисть непроизвольно приближается к гитаре. Следите за тем, чтобы удар в обе стороны наносился кончиками ногтей. Сначала слабо, потом сильнее. Слушайте кончики своих пальцев, тогда Вы поставите их под нужным углом. И не спешите. Тогда пальцы будут целы.

4. Одна из разновидностей удара расгеадо – несильный удар мякотью большого пальца. Звук получается, глухой, таинственный. Таким звуком хорошо аккомпанировать подпольные революционные песни, а также те места в песне, где голос стихает до шепота. Напоминаю, что слабый звук – не повод для того, чтобы играть вялыми, плохими руками.

5. Медленный удар расгеадо, когда струны звучат не единым аккордом, а четко по очереди, очень труден при отработке. Чем медленнее, тем труднее. Зато потом он полностью себя оправдает. Начинать отработку этого удара я советовал еще на первых уроках. И сейчас советую. Настоятельно рекомендую.

6. Комбинация апояндо и расгеадо.

Поиграйте ударом апояндо не на одной, а сразу на двух струнах. Вы как бы прицеливаетесь в третью струну, и палец, задев 1-ю и 2-ю, падает на нее. Затем – следующий палец, и так далее. Несколько упражнений на этот удар я постараюсь дать в ближайших уроках. Получается довольно забавное треньканье, которое подходит не только для цыганских песен. Конечно, можно задействовать не только две струны, но чем больше, тем труднее. Две – для Вас реально.
При игре пульгаром на басовых струнах такой удар встречается даже в классической литературе. Например, в Прелюдии №1 Вилла-Лобоса.

Отскок.

Это, вообще-то, тоже удар расгеадо, но сразу после удара тирандо или апояндо. А чистый удар расгеадо – вполне самостоятелен.

7, Отскок после тирандо.

Предположим, Вам надо сыграть два аккорда Ми минор на трех первых открытых струнах. Вы можете взять оба одинаково, ударом тирандо. А можно взять первый – тирандо, а второй – ударом по этим же струнам обратной стороной ногтей. Меняя силу отскока, можно получить разные эффекты. Этот удар довольно распространен. Когда его применять – дело вкуса. Он придает аккомпанементу раскованный, а то и развязный оттенок.

Отскок после апояндо.

Серьезная возможность добавить себе техники. Тут надо разбираться аккуратно и спокойно.

8. Отскок после апояндо на одной струне. Сначала палец ударяет струну внутренней стороной ногтя, а потом, после отскока, – наружной. А результат – близок к игре медиатором. Отработка этого удара занимает не меньше полугода. Хитрость в том, чтобы выровнять тембры обоих ударов. Играть не обязательно индексом. Я, например, предпочитаю медио, а в местах, где нужен сухой, холодный звук – ануляр, углом ногтя. Возможности огромны, хотя полностью медиатор этот удар не заменяет. Зато можно брать басы пульгаром. Я бы пометил этот прием пятью звездочками. Помните вальс из репертуара «Los Brillantes»? Всю вторую часть можете сделать этим приемом. Чем медленнее начнете отрабатывать, тем быстрее потом будете играть. Потом подключите басы. Утрете нос тем, кто играет медиатором. Кстати, гитарист всегда должен иметь носовой платок.

9. Отскок после удара по двум струнам. Тоже требует очень длительной, спокойной отработки, но потом себя оправдывает. При этом отскок не обязательно должен задеть обе струны. Тут уж Вам решать.

10. Отскок ногтем пульгара ближе всего к игре медиатором. Но очень многое здесь зависит от ногтей. У меня он вообще не получается. Некоторые всевозможными способами укрепляют ноготь, изменяют его форму. Есть даже колечки с торчащим клювом, которые надевают на большой палец. Так что вариантов много. Делайте что хотите, только не уродуйте руку.

Экзотические удары.

11. Лязгающий удар мы уже проходили. Напомню для порядка: оттягиваете пульгаром (желательно ногтем) бас на 1 – 2 см вверх и отпускаете. Требуется небольшая тренировка.

12. Удар апояндо по 6-й струне с падением пальца на деку гитары. Желательно, чтобы по деке ударил ноготь. Грохот оглушительный. Тоже надо отработать. Рок и все такое. Жаль, что только по шестой. Но маленький кусочек выкроить всегда можно.

13. Тамбурин. Используется очень редко. Удар ребром большого пальца по нескольким или всем струнам около подставки. (При этом левая рука держит какой-нибудь аккорд). Требует очень резкого и четкого движения кистью и мгновенного отскока.

Есть еще разные удары по деке, и ниже, и выше струн, но я не уверен, что их следует преподносить как гитарные. В конце концов, играя на гитаре, можно и по соседнему барабану долбануть.

Глушение.

Звук должен быть не короче и не длиннее, чем требует музыка. Особенно в ансамбле, где и так грязи хватает. Вовремя заглушить струну – не легче, чем ее ударить. Даже не мечтайте, что струна заглохнет сама. Иногда в медленном темпе все звучит прилично, а начинаешь ускорять – гул, грязь и безобразие. Так что учитесь останавливать звук.

11. Глушение левой рукой. Если струна или струны прижаты на каком-то ладу, достаточно ослабить прижим – и звук остановлен.

12. Глушение ударившим или следующим пальцем. Если Вы берете, например, несколько аккордов Ми минор на трех открытых первых струнах, Вы можете их укоротить, ставя пальцы на струны. Если играете соло на одной струне, – ставя на струну следующий палец правой руки.

13. Глушение ребром большого пальца. Предположим, Вы ударили открытую шестую струну, пульгар лег на пятую. Ребро пальца всего в миллиметре от звучащей шестой. Чуть коснулся ее – она и заглохла. Если пульгар прошел по всем струнам ударом расгеадо – этот прием тоже годится.

14. Глушение ребром ладони. Несколько звучащих струн можно заглушить ребром ладони, но не тем местом, которым Вы хотели бы ударить по шее своего заклятого врага, а чуть ближе к центру ладони. Кстати, когда соберетесь бить кого-то по шее, тоже сначала отработайте удар, иначе можно повредить пальцы.

15. Глушение всей ладонью. Чаще всего это делают после жесткого расгеадо, в том числе расгеадо пульгаром. Такое глушение скорее само похоже на удар. Достаточно эффектный «чпок».

16. Если после удара правая рука выполняет какой-нибудь трюк «на публику», левая рука глушит струны имитацией барре. Не обязательно указательным пальцем, а чем попало. Здесь главное – результат.

Хочу еще раз напомнить. Читать просто так этот урок бесполезно. Надо обязательно каждый пункт пощупать. В том числе и глушение.

Левая рука.

Кое – что меняется в левой руке с набором опыта. Она становится более спокойной, пальцы ближе друг к другу. Рука как бы говорит: «все равно везде успею». Когда начинаются джазовые аккорды, где несколько звуков прижимаются одним пальцем (джазмены не очень-то любят полное барре), пальцы могут расположиться почти вдоль струн, чтобы палец, прижимая 3-ю и 2-ю, дал звучать открытой 1-й. Но только в подобных случаях, потому что прием легато такой рукой уже четко не выполнишь. Растяжки никто не любит, но все делают до тех пор, пока они перестают быть растяжками.

Великий Джанго Рейнхарт в молодости покалечил на пожаре левую руку. Осталось на ней неповрежденных два пальца. То, что он играл, не всякий пианист десятью сыграет. Поэтому особенно не беспокойтесь о левой руке. Что надо – то и исполнит. Просто не прилипайте ладошкой к грифу, аккуратно ставьте пальцы и не торопитесь, вот и все.

Приемы.

17. Глиссандо. Ставите палец на лад, ударяете струну и съезжаете этим же пальцем на другой лад. Вверх или вниз, а лучше – куда надо. И эту ноту, на которую приехали, ударяете. Очень скоро Вы будете играть глиссандо целыми аккордами.

У глиссандо есть одна нехорошая черта. Все прекрасно и легко получается девять раз, а на десятый – не выходит. Как только у Вас что-то не получилось, немедленно проанализируйте, пока пальцы помнят свои ощущения, и найдите причину. Понятно, это относится не только к глиссандо.
Иногда при глиссандо второй удар не требуется. Дело вкуса. И качества гитары.

В цыганском джазе есть такой прием: палец левой руки скользит по струне, как при глиссандо, а правая рука быстро берет каждый звук. Иными словами – хроматическая гамма, в которой левая рука просто съезжает. Чаще это делают медиатором, но можно и отскоком (см. выше).
Разучить очень сложно, но есть маленькая хитрость. Сначала медленно делайте без ударов, прислушиваясь к звучанию и добиваясь одинаковой длительности звуков, а потом можно подключать удары. Посмотрите на Ютубе какого-нибудь мастера цыганского джаза, например Joscho Stephan.
Многие приемы легко делаются первым пальцем, с трудом – вторым, а уж мизинец… Поэтому работайте мизинцем как можно больше..

18. Вибрато. Ставите палец на лад, ударяете струну и покачиваете кистью левой руки, не снимая и не ослабляя прижим. Чем свободнее левая рука, тем лучше результат.
Второй вариант, более жесткий. Ставите палец на струну, ударяете – и палец ездит вместе с прижатой струной поперек грифа.

19. Подражание трубе или аккордеону. Недостаточно прижимаете струну (например, мякотью пальца левой руки), точка прижима – дальше от лада, чем обычно. Раздается противный звук, который Вам наверняка знаком. Но теперь это называется иначе. Не так-то просто сыграть три-четыре ноты подряд таким приемом. Прием очень редкий, но выигрышный, почти всегда вызывает улыбку.

20. Арпеджио. Перебор звуков аккорда в разных рисунках. Вы это умеете, и даже помните шаблоны, поэтому имеет смысл только сделать несколько замечаний.
Обычно первая (самая сильная) доля в такте приходится на бас, поэтому он звучит громче. Но в такте остальные ноты тоже не одинаковы по силе. Если в такте четыре четверти, то третья нота – громче соседних. Если восемь восьмушек – пятая. Надо обязательно эту субординацию подчеркивать. При ускорении сильные ноты помогают удержать ритм и фразировку.
Если после баса следуют всего две-три ноты, бас можно брать ударом тирандо, а если больше, и темп быстрый, бас можно брать апояндо, чтобы лежащий на струне пульгар стабилизировал кисть. Меньше будет болтаться кисть – точнее заработают пальцы.

21. Арпеджиато. Аккорд россыпью. Мы уже проходили. Можно пройти по струнам пульгаром, можно другими пальцами. Можно пульгаром пройти струны с 6-й по 4-ю, а остальные – взять россыпью остальными тремя пальцами. А после этого можно последним пальцем, ануляром, пройти расгеадо до 6-й. Эти удары нужны как воздух, их делайте в первую очередь.

22. Легато.

Восходящее легато. Ставите первый палец на первый лад. Берете звук правой рукой. Вторым четко и точно ударяете по этой же струне по второму ладу и оставляете палец на нем. А правой рукой струну не ударяете. Специально замахиваться не нужно. Сила приходит через три-четыре недели, если заниматься, конечно. А вот точность нужна, на нее обращайте внимание в первую очередь.
Проиграйте легато с открытой струны на первый лад (первый палец), потом с открытой – на второй (второй палец) и так далее, до мизинца. Потом – с первого на второй, третий… Потом – со второго, потом с третьего. Больше всего работайте мизинцем с третьего.

Нисходящее легато. Пусть третий палец стоит на третьем ладу. Второй заранее ставите на второй лад. Ударяете струну, и, убирая третий палец, дергаете (скорее, чуть ковыряете) ее этим пальцем. Получается два звука. Палец при этом может лечь на соседнюю струну, как при ударе апояндо, а может не коснуться ее, как при ударе тирандо. Пока лучше тирандо. Чтобы не было лишних воздействий. Следите, чтобы работал только палец, не помогайте кистью. Сразу ни у кого легато не получается, зато потом получается у всех. Дело в том, что легато используют для музыкальных украшений.

Вы знаете, что если регулярно играть, кончики пальцев левой руки твердеют, на них даже появляются крошечные углубления, канавки под струну. Многие приемы, в том числе и легато, получаются из-за этого лучше. Делайте выводы.

23. Пиццикато.

Ставите ребро ладони на струны, как при глушении. Как можно ближе к подставке. И в таком положении берете ноты либо одним пульгаром, когда играете по одной ноте, либо пульгаром и другими пальцами, когда играете более сложный отрывок. Трудный прием. Хорошо, что редкий.

24. Тремоло.

Многократное повторение одной ноты. Пальцы правой руки поочередно берут одну и ту же ноту. Чаще всего это выглядит так: бас – пульгар, потом трижды какая-нибудь верхняя нота – a-m-i.  И все это в хорошем темпе. Похоже на домру или мандолину. Хорошо подходит для того, чтобы при аккомпанементе романса провести кусочек мелодии. Лучше – вторым голосом. На этот прием мы обязательно поиграем упражнения, а потом поучимся его применять в Ваших импровизациях.

25. Натуральные флажолеты.

Не уверен, что среди вас много тех, кто любит квантовую физику. А этот прием – лучший пример квантования. Звучит очень серьезно, а на самом деле – проще некуда.
Прикоснитесь пальцем левой руки к струне над двенадцатым (XII) ладом, но не прижимайте ее. Правой рукой возьмите звук и сразу уберите палец левой руки. Будто струна его отбросила. Вы получите звук ровно на октаву выше звука открытой струны. Не с первого раза, так с десятого у Вас получится. Чем лучше гитара, тем легче.
Объяснение простое. В районе XII лада находится середина струны. Когда Вы ставите туда палец, Вы мешаете струне звучать целиком, но она может звучать двумя половинками. Вот и звучит. Получается звук удвоенной частоты.
Если поставите палец над пятым (V) ладом и проделаете то же самое, струна будет звучать четырьмя четвертями, частота звука будет вчетверо больше (на две октавы выше) открытой струны.
Поставите палец над седьмым ладом – струна будет звучать тремя третями, частота звука получится втрое больше, чем у открытой струны.

Наверное, не стоит залезать глубоко в физику. Еще Пифагор занимался этими проблемами. Он тогда решил, что числа обладают магическими свойствами. Когда основная часть самоучителя будет закончена, я попробую написать про это подробнее. Для нас сейчас важно другое. Оказывается, у любого резонатора (струны, например) есть естественный набор звуков. На гитаре, в трубе, у нас в горле. И этот набор соответствует нотам мажорного трезвучия. Недаром все сигналы военной трубы на них построены. Итак, мажорное трезвучие является естественным, физически обоснованным.
Повозитесь с натуральными флажолетами. Нетрудная, но очень полезная штука. Кстати, с их помощью можно настраивать гитару.

26. Искусственные флажолеты.

Конечно, они так же натуральны, естественны, как и предыдущие. Просто раньше мы брали флажолеты только на открытой струне.
Поставьте 3-й палец левой руки над XII-м ладом 6-й струны. Возьмите натуральный флажолет. Это просто и понятно.
Теперь прижмите 6-ю струну на третьем ладу. Где теперь ее середина? Правильно, 12+3=15. Значит, надо коснуться ее над 15-м ладом, для этого воспользуемся индексом, и ударить, скорее ковырнуть. Для этого подойдет ануляр.
Вот так их и играют. Левая рука прижимает струну, правая рука индексом прикасается к середине, а ануляром ковыряет.
Прием очень трудный, но хорошему гитаристу без него нельзя.
Второй вариант – указательный палец так же, как и раньше делит рабочую часть струны пополам, а звук извлекается не ануляром, а пульгаром. Если в первом варианте можно добавлять басы, что чаще встречается в классике, то во втором можно комбинировать с верхними открытыми струнами.
Поищите на Ютубе что-нибудь типа Tommy Emmanuel Harmonics. Великолепный пример и натуральных, и искусственных флажолетов. У него же можно иногда увидеть третий вариант – струну делит пополам не указательный, а большой палец с надетым на него колечком с клювиком (кажется, это называется Thumbpick).

27. Фингерстайл.

Очень выигрышный стиль с жестким ритмом чередующихся басов. Кантри, блюграсс и так далее. Перерыл весь Интернет, но лучшие уроки – наши, российские. Автор – Alex Mercy. Поищите на Ютубе, не пожалеете.
Потом можно посмотреть у уже упомянутого Tommy Emmanuel, но он играет сложнее, касается басовых струн ладонью правой руки, чтобы их звук стал глухим. Пиццикато. Но рука при этом абсолютно выпрямляется, и ирать можно только с надетым на пульгар клювиком. Может проще надеть на басы у подставки полоску бумаги от молочного пакетика? Тем более, что Thumbpick есть не у каждого. (Это, конечно, не указание). Не надо только забывать, что виртуозная легкость даже у талантливых людей – это многие месяцы работы.

Еще раз напоминаю – это справочный урок, просто для того, чтобы у Вас все было под рукой. Не устраивайте гонку, не пытайтесь овладеть всеми приемами сразу. Что бы Вы сказали о человеке, который схватил ножовку, молоток, отвертку, гаечный ключ и штангенциркуль, и пытается сразу всем этим работать?
Правильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

de603a75222c7c2b