Урок 4
Продолжительность урока 40 – 50 мин.
Самостоятельная работа 2-3 часа.
Подстроить гитару можно по табличке внизу. Напоминаю названия пальцев: на правой руке -пульгар (большой), индекс (укзат.), медио (средний), ануляр (безымянный). На левой – 1, 2, 3, 4. Не пугайтесь, большой палец есть, просто на шестиструнке им почти никто не играет.
Струны нумеруются снизу, самая тонкая – первая. На анимашках по традиции первая струна – верхняя, как будто Вы заглядываете на гриф сверху. При этом Вы помните, что заглядывать нехорошо.
Напоминаю, что в предыдуший урок, в конец 3-го упражнения я вставил анимашку, глядя на которую можно выучить ноты на гитаре. Стараюсь, как могу. Искупаю собственную лень. В Вашем возрасте я ноты ненавидел, разбирал одну пьесу неделю, а то и месяц. Если посчитать, то я год жизни потерял из-за того, что плохо знал ноты.
Итак, надеюсь, Вы достаточно потренировали пальцы, чтобы уверенно играть по одной ноте. Правая рука не ковыряет одним пальцем, не вывернулась, не закостенела, левая не прилипла к гитаре. Вы владеете приемом апояндо, и скоро сможете сыграть простенькую партию бас-гитары. Очень простенькую, но хорошими руками. Если Вас интересует эта область, начинайте собирать ноты и табы для бас-гитары. Кстати, в табах ничего плохого нет, но ноты надо знать.
Оппонент: – Да у него ни четкости, ни ритма.… Какая бас-гитара? Как он вообще на этом уроке оказался? |
Когда мы начнем играть, не забывайте следить за правильной постановкой рук, четкостью и ритмом.
Попробуем подобрать кусочек мелодии.
Теперь о том, почему многие гитаристы не знают нот. Поставьте указательный палец не на пятый лад, как в упражнении, а на седьмой. Проиграйте то, что заучили. Мелодия как бы сдвинулась на тон (на две ступеньки, два полутона), но осталась невредимой. И работа пальцев не изменилась. Мелодия в упражнении звучала в ре-миноре, а теперь она в ми- миноре. И не пришлось думать, какую ноту взять. Мы просто сдвинули пальцы.
Это очень большое достоинство гитары. На многих других инструментах нельзя так просто перенести мелодию или аккорд из тональности в тональность. Вот и получается, что гитаристы как бы меньше нуждаются в нотах.
А ноты надо, конечно, знать. Смешно сказать, люди годами играют, семь нот выучить не могут. БМВ от Мерседеса отличают, ми от фа не могут.
Оппонент: – это оттого, что без регулярного битья образование становится нерегулярным… |
Теперь надо поиграть этот кусочек в разных тональностях. Указательный палец начинает не с 5-го лада, а с любого, со 2 по 10.
Старайтесь «выговаривать» звук. Делайте ударения, как будто Вы поете сами. Это очень важно, выразительная игра. Играйте медленно (ускорять пока нельзя). Когда все будет готово, идите дальше.
Вы играйте, а я пока скажу о выразительности. Гитара – инструмент тихий, динамический диапазон маленький. Его надо весь прокачать. Поэтому все, что Вы играете, старайтесь уметь исполнять и громко, и тихо, и глухо, и звонко. А то будете не гитарист, а шарманщик.
Сыграем еще кусочек мелодии.
Вы вернулись с упражнения. Правая рука круглая и ленивая, ей свободно и удобно. Она не ковыряет струны одним пальцем, пальцы равномерно чередуются.
Левая рука не прилипла к гитаре, пальцы не ложатся, а ставятся на струны. Большой палец сзади грифа не согнут.
Поиграем этот отрывок в разных тональностях, начиная не с четвертого, а с пятого, седьмого, какого угодно лада.
Играть по 7 раз, начиная с разных ладов. Семь – цифра непростая, магическая.
Поиграли?
Теперь, когда руки приобрели уверенность, разнообразим этот отрывок.
Будем играть 1-й, 3-й, 5-й и т.д. звуки громко, а 2-й, 4-й и т.д. – тише. Если пальцу хочется размахнуться, чтобы хорошенько ударить струну, не мешайте ему. Лишь бы было чередование. На Вашу будущую скорость это нисколько не повлияет. Еще Галилей доказал, что частота колебаний маятника не зависит от амплитуды. Следите только за свободой. Слушайте, как четко зазвучал отрывок.
Сыграть 7 раз.
А теперь наоборот, 2-й, 4-й звуки громко, а 1-й, 3-й, 5-й– тише.
Сыграть 7 раз. Запомните результат. Он Вам пригодится.
В качестве самостоятельной работы отшлифуйте эти отрывки до блеска и подберите или сочините пяток своих. Не забудьте про выразительность. Когда хочется играть быстрее – играйте громче и выразительнее. Да побольше, побольше!
Тем, кому на бас-гитару, следующий урок у Вам – последний. Раньше надо было учиться.
Ми второй октавы | Сипервой октавы | Соль первой октавы | Репервой октавы | Лямалой октавы
|
Мималой октавы
|
||||||
|