Урок 14
Продолжительность урока 1 час, самостоятельная работа 4 часа
Большая разминка. Все виды удара, обязательно громко – тихо. Можно понемножку ускорять хорошо заученные шаблоны. Но не за счет хорошей руки.
Еще одна пьеса. Ноты есть, но попробуем не разбирать ее по нотам. Постараемся подобрать, слушая звуковой файл и имея табы аккордов.
Если возникнут трудности, можно повнимательнее присмотреться к нотам. Обратите внимание, что некоторые басы записаны не шестнадцатыми, а четвертными нотами, они должны звучать соответственно дольше. Думаю, Вы сможете и это услышать.
Советую сразу заучивать отрывки, которые Вы разбираете, тогда не придется разбирать снова. Итак, этюд Джульяни. Выглядит страшновато, согласен, но иллюстрации всегда делают книжку толще. Ноты не вполне соответствуют оригиналу из-за слабенького софта, извините. Когда Вы прислушаетесь, Вы поймете, зачем нужен этот этюд. Это готовый аккомпанемент, просто ему уже 200 лет. Кстати, никто не запрещает поиграть его другими шаблонами. Показать кругозор, так сказать.
Звук я даю сразу весь, пользоваться проигрывателем Вы умеете лучше меня.
Когда разучите и будете играть, следите за тем, чтобы басы свободно пели мелодию, а аккомпанемент был чуть тише. Последний аккорд никогда не выстреливайте громко, это неприлично. Разве только если в нотах специально не указано…
Согласитесь выглядит страшно, а на деле – наше, родное. Играть помедленней и почетче.
Теперь, поскольку повторенье – мать ученья, повторим те аккорды, которые учили на прошлых уроках. Не буду рисовать схем, просто напомню. Вы знаете, как выглядят рисунки минора и мажора в открытой позиции, без барре. Вы знаете, как те же рисунки выглядят с барре, и что название аккорда совпадает с нотой на 6-й струне. Прижал барре на II ладу, поставил рисунок минора – получил фа-диез минор. Поставил барре на IV ладу, поставил рисунок мажора – получил соль-диез мажор. Поставил барре на VI ладу, взял рисунок малого минорного септаккорда – получил малый си-бемоль минорный септаккорд. Вы также умеете играть аккорд не на всех струнах, а только на тех, которые Вам нужны. Прежде чем двигаться дальше, можно заучить следующую последовательность аккордов, она часто встречается в испанской музыке. Поиграйте ее сначала всеми приемами, которые Вы знаете и заучите хорошенько.
Теперь поиграем эту же последовательность приемом расгеадо, когда все три пальца, i,m.a выстреливают сверху вниз. Несколько раз на каждый аккорд. Допустим, три или четыре. Добейтесь громкого звука и четкого ритма. После каждого удара рука полностью расслабляется и отдыхает, Вы знаете. Этот прием часто нужен для выделения аккорда при аккомпанементе.
Для Вас давно не секрет, что мы можем начать не только с V лада. Вот пример, когда мы ту же последовательность начинаем с VII лада.
Займемся дальнейшим аккордостроением. Вряд ли Вы читали мою страничку о гаммах и аккордах в разделе Нотная грамота. А жаль, я так старался. Но придется повторить. В гамме семь нот, семь ступеней. Септаккорды получаются, когда к трезвучию добавляют седьмую ступень. Трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступени гаммы. Таким образом, септаккорд – это первая, третья, пятая и седьмая ступени. Как это выглядит на практике?
Ми минорное трезвучие ми – соль – си. Мы добавили седьмую ступень гаммы Ми минор, ноту ре, и получили малый ми минорный септаккорд. Он обозначается так: Em7. Добавим седьмую ступень к ля минору. Было ля – до – ми, стало ля – до – ми – соль. Am7. (Внимание! Тут есть маленькая хитрость. Расстояние между 5 и 7 ступенью для разных типов септаккордов разное, в нашем случае – малая терция, т.е. три полутона, т.е. три лада.) Сейчас мы построим еще одну конструкцию, привязанную к этим рисункам минора и мажора. Почему к этим? Потому, что есть еще много других рисунков для одной и той же тональности, и можно в них запутаться. А мы постараемся не только получить рисунки, но и понять, откуда что взялось.
Добавим не к минорному, а к мажорному трезвучию такую же малую терцию, три полутона. Получим малый мажорный септаккорд. Без этого аккорда ни одной пьесы не сыграть, ни одной песни не спеть. Доминантсептаккорд, одним словом. Нарисуем его. Для этого к ми- мажорному аккорду, который Вы знаете, тоже добавим звук ре. Аккорды на барре строятся по аналогии.
Не торопитесь, аккуратно ставьте пальцы, и только после этого берите аккорд. Иначе Вы получите невнятную грязь. Чем медленнее и спокойнее Вы будете разучивать, тем быстрее пойдет дело. Не забывайте, что Вы не обязаны всегда брать аккорд из шести звуков.
Оппонент: – Да что Вы так стараетесь объяснить, как строятся аккорды? Нарисуйте им самые ходовые, и дело с концом. Потом сами дойдут |
Тут дело вот в чем. Конечно, никто из Вас пока композитором не будет. Но когда Вы будете играть чужие аккорды, уже заинтересуетесь: а почему автор здесь берет не просто мажор, а нонаккорд?. Попробуете мажор, мажор с секстой, и так далее. Короче, Вы будете относиться к пьесе не как потребитель, а как созидатель. Сможете оценить красивое решение, а то и подобрать свой вариант. А это уже другой уровень, согласитесь.
Сейчас такое время, когда очень нужны тупые исполнители. И тупые потребители. Написал психолог текст, и тысячи ребят повторяют его, приставая к прохожим и впаривая людям товар или услугу. Написал рекламщик рекламу – десятки тысяч людей думают, что это правда. Раскрутили модного певца – сотни тысяч его слушают, думают, так и надо петь и играть. Написали политику речь – а миллионы людей верят, что он действительно так и думает. Для всего этого очень нужны, позарез необходимы тупые. От них прямая прибыль. А я как-то привык, что каждый должен думать своей головой. Может, я отстал… Короче, Вам виднее.
И все – таки я в лепешку расшибусь, но Вы у меня поймете, как строятся аккорды.