skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: ... вот тут я могу написать телефон того кто ищет себе учеников - пишите в контактах!

Урок 18

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов.

Как обычно аккомпанируют на гитаре?

Гитарист ставит рисунок нужного аккорда и берет его теми ударами, которые подходят для данной музыки. При этом басовые струны тоже входят в аккорд. Если гитарист играет аккорд Соль минор, то и в басах он берет ноты трезвучия Соль минор. Но в трезвучии всего три звука. Перебирать их долго – тоска зеленая. Аккомпанемент получается бедным. Что делать?

Этой маленькой прелюдией Александр Михайлович Иванов-Крамской сделал начинающим гитаристам великолепный подарок. Он развязал им руки.

Первые два звука  надо взять на 4-й струне, чтобы громко, единым тембром провести мелодию. Других трудностей  нет, тем более, что к Вашим услугам звук и анимашка. После баса звучит не четыре аккорда, как может показаться на первый взгляд, а три. Четвертый слигован, он не берется отдельно, вместо этого продолжает звучать третий. Не пугайтесь, так часто пишут. В начале строки диез на верхней, пятой линеечке. Значит все фа в строке берутся с диезом. Это – чтобы каждый раз не писать. Ну, и понятно, что тональность, в которой вместо фа всегда стоит фа-диез, может быть либо Соль мажор, либо Ми минор. Здесь – Ми минор. (Чтобы понять, в какой тональности пьеса, обычно достаточно посмотреть на последнюю ноту).

Надо не только разобрать, заучить и играть хорошим звуком, надо вести в басу широкую, плавную мелодию. Вперед. Даже и не мечтайте перепрыгнуть через эту прелюдию, иначе всю жизнь будете аккомпанировать методом тумба-тумба.

Звук      В звуке небольшие дефекты, я не смог их устранить.

Анимашка1   Анимашка 2   Анимашка 3   Анимашка  4

Теперь (а это только для тех, кто работал и сделал) посмотрим, что произошло. Вся первая строчка идет в Ми миноре. Но басы-то здесь не только из трезвучия! Басы на фоне Ми-минора проходят почти всю гамму, весь набор звуков, входящих в Ми минор.  Вывод: с аккордом может звучать любой звук из гаммы этого аккорда. Когда нужно, конечно. Нужно не очень часто. Но теперь Вы не будете цепляться за трезвучие, как за неподвижный костыль. Ваша  гитара сможет не только точно расставить аккорды, но и  петь вместе с этими аккордами. И будет петь. Уроков через пять-шесть.

Внимание! Это упражнение для тех, кто хочет не только тупо играть чужое!

Этот сайт недаром называется “самоучитель”. Сейчас Вы будете учить себя сами.

Возьмите снова гитару, пробегите несколько раз в басах все звуки Ми минора, и после каждого звука берите аккорд из трех открытых верхних струн. Постарайтесь сделать это на слух.

Теперь дело посерьезней. Поставьте полный аккорд Ми минора, Вы его хорошо знаете, и пройдите все звуки Ми минора  не только в басах, но и на верхних струнах. Остальная часть аккорда годится для аккомпанемента. Например, если Вы прижали помимо аккорда еще и фа-диез на II ладу первой струны, то в качестве аккомпанемента используйте любые струны, кроме первой. Прижали ре на III ладу второй струны – аккомпанируйте этой ноте струнами с 6-й по 3-ю, или, например, струнами 4, 3 и 1.

Затем  научитесь при любом простом аккорде проходить все звуки его гаммы. Поставьте Ля минор, Ми мажор и потренируйтесь с ними. Сначала несколько раз берете аккорд, мысленно “въезжаете” в тональность, а потом играете на слухгамму этой тональности.  Кое-где будет трудно, придется менять пальцы на аккорде. Где-то вы наврете. Не бойтесь ошибиться. Это Вам не механическое перебирание готового трезвучия.

Теперь возьмите простой аккорд на барре и попытайтесь проделать то же самое. Это еще труднее. Но эта задача – не на один день и не на одну неделю. Удачи.

Некоторые спросят: – получается, что бас из трезвучия – это низкий уровень, а бас не из трезвучия – более высокий? Нет, нет и нет. В большинстве случаев Вы будете использовать басы того аккорда, который поставили. Но иногда  вместе с аккомпанементом  гитара сможет  петь то, что требует музыка. А захотите – будете петь со своей гитарой на два голоса. Это очень трудно. Но это будет другой уровень.

Рискну сказать больше: если Вам удастся, аккомпанируя себе на гитаре, спеть с ней две-три ноты  на два голоса и не наврать, Вы можете считать себя хорошим певцом и хорошим гитаристом. Может, даже лучшим, чем иные раскрученные. После этого Вы будете добирать технику, которой Вам не хватает, но уже не как ученик.

Еще несколько слов о  прелюдии. Если нарисовать кусок гитарного грифа с аккордом Ми минор, и на этом же рисунке нарисовать все ноты, которые можно безболезненно взять с Ми минором, и не только на басах, получится картинка вроде этой. Глядя на эту картинку, можно побегать пальцами по звукам Ми минора. Красные точки – тоника, в данном случае – нота ми.

Эта картинка называется бокс. Боксами завален весь Интернет. В том числе их строит программа, которую я Вам рекомендовал. Большого прока от них не приключается, потому что композитор не смотрит на боксы, когда пишет музыку, и всегда найдется нота, которой в боксе  нет. Но для ознакомления с незнакомым ладом бокс вполне подойдет, например, с ладом блюза или кантри. Для начала, чтобы пощупать. Да и выглядит красиво. Это я намешал разные боксы на картинке, чтобы много места не тратить.

Так вот, теперь те, кто прелюдию играл, упражнения делал и в вопросе разобрался, будут смотреть на боксы со сдержанной улыбкой эксперта. И даже смогут эти боксы на свой вкус дополнять или изменять.

А те, кто прелюдию не играл, упражнений не делал и разбираться не захотел, будут смотреть на боксы, как баран на новые ворота.

Со следующего урока начнутся песни.

Было время, когда шестиструнная гитара считалась вредной для советских людей, ведь на ней можно было играть пьесы зарубежных композиторов. А эти пьесы могли принести советским людям чуждое, тлетворное влияние Запада. Советские люди могли попасть под это влияние и морально разложиться, что могло в итоге привести к низкопоклонству и преклонению перед Западом, а в конечном счете – к измене Родине. Сами понимаете, допустить такое было нельзя. Немногие  музыканты тогда осмеливались защищать шестиструнную гитару. Если бы не Иванов-Крамской, неизвестно, как повернулось бы дело. 

Сейчас идет тот же  процесс, но в другую сторону. Музыкальный бизнес перестал отличаться от торговли подгузниками. Настоящую  гитару  услышать удается редко. Это пройдет. Если Вы будете уважать себя, слушать и играть то, что Вам нравится, а не то, что Вам впаривают, это пройдет быстрее. И обратите внимание: все хорошие музыканты – разные, а все плохие – похожи, как две капли воды.  

(Только не думайте, что я совсем спятил). Последнее упражнение этого урока. Гитара не нужна.  Представьте себе, что эта прелюдия – аккомпанемент. Попробуйте услышать мелодию, которая могла бы звучать с этим аккомпанементом. Сначала Ваша мелодия будет очень близка к прелюдии, но потом что-то произойдет, и Вы услышите кусочек музыки, совсем другой, а аккомпанемент к ней подходит. Это получится не сразу, а через несколько дней, без всяких усилий с Вашей стороны. Если это покажется Вам слишком легко – попробуйте услышать свою мелодию в другом ритме, не меняя ритма прелюдии.

Комментариев: 2
  1. Самоучитель уникальный.В 90-х годах можно было ничего не умея на гитаре после его изучения свободно играть в группе при Дворце культуры(в любом городе такие были).Естественно в ритм секции.Соло гитаристы слухачами были.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

de603a75222c7c2b