Урок 6
Продолжительность урока около 40 мин.
Самостоятельная работа 2 часа. Настройка гитары – внизу страницы. .Напоминаю названия пальцев: на правой руке -pulgar (большой), index- (укзат.), medio(средний), anular(безымянный). На левой – 1, 2, 3, 4.
Поиграли упражнения на удар апояндо из предыдущего урока. Поставили себе руку. Проверили посадку. Чуть поджали пальцы, на 5-7 мм.
Теперь займемся ударом тирандо (tirando).
Это самый распространенный удар. Вы ударяете струну, а палец после удара не опирается на следующую, а, чуть качнувшись по инерции внутрь кисти, возвращается в исходное положение. Короче, палец касается только той струны, которую ударяет. Казалось бы, легко. Но опоры – то у кисти теперь нет, отдача от каждого удара заставляет ее сильнее вздрагивать. Некоторые хитрые ученики касаются большим пальцем, пульгаром, басовых струн, стабилизируя кисть, некоторые откровенно ставят пульгар на шестую или пятую струну. Но это не всегда удобно. У пульгара тоже ведь работа есть. Другие играют тихо, почти неслышно. Удар слабее, отдача меньше. Но звука нет. Тоже плохо. У некоторых ноготь на одном пальце сильно цепляет струну, а на другом – слабо. Звук неровный. Приходится подтачивать ноготь. Проблем хватает.
А все-таки главной заботой при ударе tirando у Вас будет свобода, отдых пальца после удара. Если до этого урока Вы что-то делали, Вы поймете. Лучше сначала играть медленнее, чем Вы привыкли. Тогда Вы успеете проверить каждый палец после удара.
Начнем с простого, хотя сложного и не предвидится. Помедленней. Еще медленней. Играем и читаем.
Пробормотали Заклинание Великолепной Правой Руки:
рука свободная, словно отдыхает после тяжелой работы. Все перегибы на руке – в одну сторону, внутрь. Пальцы немножко подобраны. Большой палец прямой и заметно впереди указательного (ближе к грифу). Между большим пальцем и струной заметный угол.
Поиграем ударом tirando парой указательный-средний (index-medio) на одной струне, разиков 8 – 10, потом на другой, и так далее. Еще раз: палец при этом ударе на следующую струну не падает. Играем i– m – i – m – i – m … Стараемся не болтать кистью. После каждого удара слушаем пальцы: нет ли напряжения. Рука круглая, кисть немного подрагивает, пальцы иногда промахиваются, это не беда. Привыкнут.
Вы, наверное, сами заметили, что при ударе тирандо кисть чуть компактнее, пальцы ближе друг к другу. И более поджаты. Чуть-чуть.
То же парой средний-безымянный (medio-anular): m – a – m – a – … На каждой струне
То же пульгаром. p – p – p – p – … Старайтесь, чтобы звук не был особенно тихим.
Не останавливаемся, продолжаем играть, медленно и четко, и читаем дальше.
Вот и все. Овладели ударом тирандо. (А Вы продолжаете играть).
Оппонент: – Да вы что, Леонид Борисович, совсем спятили? Полностью бдительность утеряли, мышей не ловите! Какое там овладели? Этот – кулак сжал, будто у него там сто долларов, у этого пальцы идут наружу кисти, как у паралитика, этот руку вывернул, будто неприличный жест показывает! А вот, полюбуйтесь, согнул большой палец!!! Консервные банки так открывают! Про тех, у кого рука висит, как ослиный хвост, я уж не говорю… Еле пальцами шевелят, подушечками по струнам гладят… Вот еще деятель, поставил палец на струну и тянет, тянет, как чемодан с полки! Садист! Не ставят заранее палец на струну заранее, не ставят!!! У Вас на сайте беспредел какой-то! |
(А Вы продолжаете играть).
Ну, недостатки, наверное, имеются. Но я исхожу из чего? Полный дурак до шестого урока не дойдет. А тот, кто более-менее поставил руку ударом апояндо, не захочет ее уродовать. Да и к хорошему звуку люди уже попривыкли, должны его сохранить. Гладить струны нехорошо, это верно. Контрпродуктивно. Но самое страшное – зажать руку. Ударил струну – не спеши лупить по следующей, прислушайся к кисти, к пальцу, добейся полной свободы. Потом спокойно, но твердо – следующая струна. И пошло, и пошло… Но помедленней.
Удар тирандо незаменим во всевозможных арпеджио, переборах. Их отработка занимает много времени, поэтому начнем именно с них.
Играем простейший вариант. Да помедленней, помедленней!
Ударяем шестую струну. Чем ударить шестую струну, когда большой палец рядом? Правильно, им, пульгаром, и ударяем. Один раз ударяем, на следующую струну не падаем, игнорируем, возвращаем пульгар на место. | Ударяем теперь третью струну. Обязательно индексом. Порядок. Да что там порядок, просто блеск. |
Ударяем средним, медио, вторую струну | Ударяем безымянным, ануляр, первую струну. |
Продолжаем играть и читаем дальше.
Теперь повторяем медленно и четко семь раз. Пульгар-индекс-медио-ануляр. P – i – m – a, p – i – m – a. Следим за правой рукой, левая – к грифу не прилипла, невысоко над струнами. Должно получиться вот что: вот ноты, вот звук, вот анимашка.
(А Вы продолжаете играть).
Желаете анимашку? Пожалуйста!
Анимация1.
Из шести струн гитары у нас звучат четыре, это несправедливо. Поиграем так: первый раз звучит то же самое:
Шестая-пульгар Третья- индекс Вторая- медио Первая- ануляр, |
А теперь бас изменился: Пятая – пульгар, (не шестая вовсе, а пятая), Третья- индекс Вторая- медио Первая- ануляр, |
Снова другой бас: четвертая– пульгар, Третья- индекс Вторая- медио Первая- ануляр. |
Снова шестая и т.д |
Анимашка2.
С первым Вас перебором!
Шутки – дело хорошее, но если серьезно – надо часок – другой вышеизложенное поиграть и не испортить руку. Будете заниматься сами – всегда сначала поиграйте ударом апояндо, он лучше ставит руку, потом переходите на тирандо. Очень на Вас надеюсь. Уповаю.
Ми второй октавы | Сипервой октавы | Соль первой октавы | Репервой октавы | Лямалой октавы
|
Мималой октавы
|
||||||
|