skip to Main Content
Нужна помощь? Позвоните нам: ... вот тут я могу написать телефон того кто ищет себе учеников - пишите в контактах!

Упражнение 3 урока 3

Играем апояндо пульгаром, большим пальцем, на басовых струнах. Сначала на 6-й струне, потом на 5-й, потом на 4-й. По два или четыре удара на каждый звук. Дело Ваше. Начинайте играть на открытой струне, поставьте себе руку так, чтобы кисть не болталась, и только после этого переносите внимание на левую руку: начинайте прижимать струны. Добейтесь громкого ровного звука. Старайтесь, чтобы палец сразу бил по струне, а не ложился и потом дожимал. Чувствуете рабочую зону на пальце? Значит, не зря учились. Палец не прогибается, звук начинает появляться. Пульгар после удара падает на следующую струну,  ощутите ее реакцию, слабую отдачу. После удара палец полностью отдыхает.

Попробуйте вообще не смотреть на струны, только когда меняете позицию, т.е. съезжаете по струне вверх или вниз, можно взглянуть, чтобы не промахнуться. Сначала Вы попадать не будете, но Вы же не на концерте. Скоро пальцы сами начнут видеть струны и лады.

Не знаю, на каких ладах Вы будете играть, поэтому я для каждой струны написал лады и  ноты. Поглядывайте. Если под нотой не написано ее название, значит, она на полтона выше предыдущей (предыдущая – диез), она же на полтона ниже следующей (следующая – бемоль). Пример: нота между ля и си,  значит, имя ей – ля диез = си-бемоль. Если после ноты с бемолем или диезом в том же такте стоит эта же нота без бемоля или диеза, перед ней ставится знак бекар, отменяющий бемоль или диез. Пример: 6-я струна, 6 лад – си бемоль, седьмой лад – си бекар, т.е. просто си.

Ноты шестой струны

Ноты пятой струны

А для четвертой названия нот я не написал, проявите солдатскую смекалку.

Ноты четсертой струны

Играйте, а я пока расскажу Вам про ноты. А Вы играйте, посматривайте на руки и читайте.

Если играть на открытой шестой струне, она звучит как ми малой октавы. Помните, я уже говорил, что между ми и фа (а также между си и до) – полутон. Значит, если мы прижмем шестую струну на первом ладу, мы тем самым повысим ее на одну ступеньку, один полутон, и получим фа малой октавы. Прижмем на следующем, втором ладу. Повысили на полтона и вместо фа у нас теперь фа-диез, он же соль-бемоль. Еще ступенька- получим ноту соль (на третьем ладу). На четвертом ладу получится соль-диез, а на пятом – ля малой октавы.

Но ведь пятая струна – это как раз ля малой октавы! Выходит, один и тот же звук на гитаре можно взять в двух разных местах!!!

Прижмем пятую струну на первом ладу. Си-бемоль. И шестая на шестом ладу – тоже си-бемоль. Ну, и так далее. Обычно говорят так: шестая струна строит с пятой на пятом ладу. Да и все остальные струны, кроме третьей, строят на пятом. Третья строит со второй на четвертом. Хотите – проверьте.

Из-за того, что одну ноту можно взять на разных струнах, возникают и трудности: написана нота си малой октавы, а где ее брать? Можно на пятой, на втором ладу. Можно на шестой, на седьмом ладу. Вот и гадай. Но есть и преимущества: можно построить аппликатуру так, чтобы было удобно играть. Поэтому запись нот для гитары включает указания по пальцам и правой, и левой руки, и струнам, и ладам. Сложно, но все это – для того, чтобы Вам помочь. Подбирать разные варианты аппликатуры самому – гораздо труднее. Поэтому относитесь к сложной записи, как к желанию Вам максимально посодействовать.

У Пако де Лусия есть очень известная пьеса, Entre dos aguas. Там на несколько страниц всего в одном месте указание на аппликатуру: ноту соль  прижать третьим пальцем. И всем все ясно. Все гениальное просто.

Результат упражнения – научились играть пульгаром отрывки хроматических гамм.

Хорошие картинки

 

Сносно

Сносно

 

Плохие картинки

 

Согнут

Напряжен

Глубоко ушел

Кисть слишком близко к струнам

 Плохо

Плохо

Плохо

Плохо

 

Ответ. 5-я струна на пятом ладу звучит как ре, четвертая. Значит, на первом ладу четвертой струны – то же самое, что на шестом у пятой, ми-бемоль, на втором – то же, что на седьмом у пятой, ми, на третьем – фа, на пятом – соль, на седьмом – ля и т.д.

 

Оппонент: – Да Вы успокойтесь, никто Ваши ноты учить не будет. Не за тем пришли.

 

Честно говоря, Оппонент прав. Не будете Вы ноты учить. И я бы не стал на Вашем месте. Придется мне сделать еще одну анимашку, надо будет на нее просто смотреть, а самому жевать что-нибудь, или говорить по телефону. Скажем так, три дня по пять минут. Попробуем? Только не забывайте: между ми и фа – полутон, и между си и до – тоже полутон.

 

Один комментарий
  1. Вот до третьего упражнения, третьего урока – все было понятно! А как началась нотная грамота, так просто мрак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

de603a75222c7c2b